ПЕРВОРО́ДНЫЙ, -ая, -ое (стар.). Родившийся первым, самый первый. П. сын.
первородный грех
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедия Кольера
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о грехопадении в Книге Бытия, ряде других текстов Ветхого Завета (например, Сир 2:24) и на интерпретации этих текстов в посланиях апостола Павла (особенно Рим 5:12-21). Желая показать универсальность и действенность искупления, осуществленного Христом в отношении всего человечества, Павел проводит прямую параллель между "ветхим" Адамом, как родоначальником и главой грешного человечества, и Христом, безгрешным "вторым" Адамом и главою искупленного человечества. Первый Адам положил начало царству греха и смерти ("одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили"), а второй Адам - царству благодати и жизни. Учение о первородном грехе подробно разрабатывал Августин в противовес Пелагию, который учил о том, что люди обладают свободой воли, позволяющей им подчиниться заповедям Божьим, и что они могут достичь совершенства своими собственными усилиями. Августин отстаивал мысль о том, что люди предрасположены ко греху и что все они рождены во грехе, поскольку восприняли по наследству греховность Адама. С возникновением протестантизма учение о первородном грехе получило новое развитие. Лютер определял его как "внутреннее, самое сокрушительное и самое глубокое, непостижимое и неизъяснимое повреждение человеческой природы в целом и во всех ее проявлениях". Римско-католическая церковь на Тридентском соборе (1545-1563) отвергла этот взгляд как преувеличение, подтвердив, вместе с тем, традиционное учение о том, что Адам, "осквернив себя грехом неповиновения, передал всему человеческому роду не только телесные скорби и смерть, но и самый грех, который есть смерть души". Начиная с эпохи Реформации многие протестантские теологи, вследствие трудностей, связанных с интерпретацией грехопадения как исторического события, и вследствие непроясненности момента личной виновности и ответственности в ситуации наследственного греха, пришли либо к полному отрицанию первородного греха, либо к более или менее радикальному пересмотру традиционного учения о первородном грехе.
См. также ГРЕХОПАДЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Словарь народов и культуры
Первородный грех
(original sin), в христианстве - учение, согласно к-рому грех Адама, первого человека, был унаследован всем человечеством и сообщает человеку склонность поступать дурно. Учение о П.г. было сформулировано в соч. Августина. Хотя нек-рые раннехрист. теологи утверждали, что человек способен преодолеть наклонность воли к греху и идти по пути добра, не полагаясь на Бога, это мнение было заклеймено как ересь, а учение о П.г. получило всеобщее признание. Грехопадением христиане объясняют очевидное несовершенство человеческой природы и верят в искупление грехов через крестную смерть Иисуса Христа. Таинство крещения символизирует уничтожение в человеке П.г. благодаря единению с Церковью. Учение о П.г. не распространяется на Иисуса Христа и Деву Марию.
Поговорки
Книжн. Устар. Основной, первоначальный грех, ошибка, от которой происходят все остальные. БТС, 792. Восходит к Библии. БМС 1998, 136.